Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — наиболее распространенная форма хронического нарушения поведения, часто проявляющаяся в детском возрастном периоде. Ярко выраженные симптомы могут наблюдаться у детей в четырехлетнем возрасте. Внимание: гиперактивный ребенок — что делать?
Содержание
Что такое СДВГ
Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми. А многие педагоги считают, что гиперактивность — это следствие невоспитанности ребенка.
СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения. Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить. А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.
Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах. Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет. Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.
Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными. Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении. Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.
История вопроса
В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище «Непоседа Фил». С 60-х годов XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).
С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется и том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю, внутреннюю информацию, стимулы.
Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие СНВГ, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. СНВГ встречается у мальчиков и 4−5 раз чаще, чем у девочек.
Причины возникновения синдрома гиперактивности
Разумеется, что синдром гиперактивности, как и любое другое заболевание, не возникает без причины, на пустом месте. Провоцирующими факторами могут стать:
- Осложненное течение беременности.
В том случае, если будущая мама страдала от сильных токсикозов, как первой, так и второй половины беременности, от склонности к повышенному давлению, если у ребенка была диагностирована внутриутробная асфиксия, в будущем риск возникновения синдрома гиперактивности возрастает как минимум в три раза.
- Образ жизни беременной женщины.
На нормальное развитие центральной нервной системы очень негативно влияют такие токсические вещества, как наркотические средства, алкоголь, никотин, лакокрасочные вещества, тяжелые металлы, и прочие.
Будущая мама должна отказаться от всех пагубных привычек, а в том случае, если ее работа напрямую связанна с контактом с токсическими веществами, она должна написать заявление с просьбой о ее переводе на легкий труд. Подобная возможность гарантируется беременной женщине трудовым кодексом Российской федерации.
- Осложненное течение родового процесса.
Длительные, затяжные роды, либо напротив, стремительные, использование таких средств родовспоможения, как щипцы, также повышает шансы развития у ребенка синдрома гиперактивности.
Основой такого расстройства нервной системы, как гиперактивность, является минимальная мозговая дисфункция, которая, собственно говоря, и является причиной сложностей с обучением у таких детей. Мы не будем утруждать наших читательниц сложными и малопонятными медицинскими терминами, которыми характеризуется минимальная мозговая дисфункция. Предлагаем родителям, не имеющим медицинского образования, просто принять за аксиому следующие факты:
- Минимальные мозговые дисфункции дестабилизируют нормальное функционирование центральной нервной системы.
- Нарушения, вызванные минимальными мозговыми дисфункциями, требуют медицинского лечения — самостоятельно они никуда не исчезнут.
Симптомы гиперактивности и дефицита внимания
Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:
- Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;
- Время от времени ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться
и т. п. ); - Постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;
- Почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;
- Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят — его крайне трудно отвлечь от этого занятия;
- Очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);
- Плохо воспринимает обращенную к нему речь;
- В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;
- Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);
- Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна — ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;
- Не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;
- Не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия
и т. п. ).
По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ — их всего три — как раз «зашиты» в само название диагноза:
- Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
- Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
- Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).
Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2−3 лет. И считается, что если до 3−3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.
Гиперактивный ребенок — Диагностика
Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.
Сбор субъективной информации
Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.
Проведение психологического обследования
Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5−6-летнего возраста.
Проведение аппаратного обследования
Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.
Как помочь гиперактивному ребенку?
Малыши с гиперактивностью, из-за особенностей строения мозга плохо поддаются обучению, не слушают родителей, и потому их нельзя наказывать за это, так как они не в состоянии контролировать себя.
Если диагноз гиперактивности и дефицита внимания поставлен, то доктор непременно даст рекомендации, как родителям вести себя со своим малышом впредь, чтобы повысить и свое качество жизни, дать возможность чаду реализовать себя в социальной сфере не хуже сверстников:
- Для таких деток, с повышенной нервно-моторной возбудимостью обязательным является четкий распорядок дня, который не должен меняться в зависимости от условий, ведь даже малейшее отступление от ежедневных ритуалов в четко установленное время, способно вызвать у ребенка неконтролируемый всплеск энергии.
- Родители сами должны пересмотреть свою жизнь, свое поведение по отношению к гиперактивному ребенку, так как наказывать, злиться на него за плохое поведение просто бессмысленно, это приводит к излишней нервозности, которая отражается на малыше, а ему и так непросто живется.
- Очень полезны индивидуальные виды спорта, которые направляют огромный энергетический потенциал в мирное русло и позволяют развивать моторные функции. А вот командные игры в любом проявлении, там, где присутствует дух соперничества — под запретом.
- Малышу желательно посещать частный детский сад, где ему станут уделять больше внимания, так как в большом коллективе такой ребенок может стать настоящей проблемой, для воспитанников, для воспитателей. В школьном возрасте гиперактивность частично удается контролировать, но все равно потребуется наладить контакт с классным руководителем, который станет учитывать индивидуальность малыша.
- С гиперактивными детьми отлично работает система поощрений, а не наказаний, только она должна быть краткосрочной. К примеру, ребенок получит солнышко, смайлик или другой знак отличия в том случае, если правильно выполнит задание, но не в течение неопределенного времени, а в строго оговоренных рамках.
- Дети в СДВГ на первый взгляд страдают забывчивостью, хотя на самом деле это просто такая характерная особенность. Вот почему нельзя давать долгосрочные задания, ждать их выполнения, так как через пару часов или на следующий день ребенок о нем даже не вспомнит, но не по своей рассеянности.
Помимо коррекции образа жизни доктор может порекомендовать лечение. Важно, чтобы специалист мог дать полную информацию о назначаемых препаратах, ведь многие из них не проходили тестирование на людях. Потому окончательный выбор в пользу лечения будет стоять за родителями маленького непоседы.
Гиперактивный ребенок — Лечение
Сегодня остро встал вопрос необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие — против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.
В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий, противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.
Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.
Лечение гиперактивного чада предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков саморегуляции и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.
Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по поведенческой терапии от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.
Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.
Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей психологов.
Об особенностях школьного обучения при СДВГ
Наблюдается парадоксальная ситуация: при высоком уровне интеллекта — низкая успеваемость. Причины те же, что и в раннем возрасте. СДВГ остается, влияет на развитие ребенка вплоть до подросткового возраста, иногда и дольше.
На помощь вам, как и прежде, придут спокойствие, уверенность, хорошее настроение, игровая организация деятельности. Но не забывайте: в случае явных, нарочитых правил ребенок начнет упрямиться, сопротивляться, быстрее обычного потеряет интерес. Чередуйте подвижные и сидячие игры, старайтесь подбирать уровень сложности так, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что он не справится.
В школьном возрасте ребенок с СДВГ все также остается нечувствителен к наказаниям, отрицательным стимулам. Не стоит говорить: «Ты должен сделать домашнее задание за 1 час!» Лучше: «Давай сегодня попытаемся сделать домашнее задание за 1 час». Или другой пример. Ребенок постоянно забывает записывать домашнее задание. Вместо очередного выговора попробуйте каждое утро говорить «Сегодня для тебя самое важное — записать в дневник домашнее задание!» Сначала это будет в ущерб учебе, позже ребенок освоит цель, перейдет к новой.
При плохом выполнении домашних обязанностей также можно использовать игру. При мытье посуды расставляйте тарелки в особой последовательности или мойте наперегонки. При уборке пола просите его подметать левой рукой
Обратите внимание и на пакеты развивающих компьютерных игр. Ребенок сначала проходит тестирование, затем компьютер, проанализировав результат, корректирует комплекс игр индивидуально для тренировки ослабленных функций.
Мы неоднократно упоминали о неэффективности наказаний ребенка с СДВГ, но если вы считаете наказание правомерным, оно должно следовать сразу за провинностью. Иначе из-за рассеянности внимания ребенок не поймет взаимосвязь.
Подводя итог, еще раз перечислим основные аспекты, чем и как родители могут помочь ребенку с СДВГ:
- диагностика и комплексный подход в лечении;
- обязательное выполнение всех рекомендаций специалистов;
- основной способ взаимодействия и обучения необходимым навыкам — игры, в том числе, шумные и подвижные;
- спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее.